(Cсылки видны только зарегистрированным пользователям. Регистрация занимает 20 секунд - скобки откроются, вы увидите ссылку)
Методика выполнения теста
Считается, что задания в тесте размещаются по возрастанию уровня сложности и выполнять их нужно по порядку. Тем не менее, понятие сложности -довольно субъективное, и, возможно, некоторые задания из части Б именно для Вас не будут трудными.
Полезно заранее решить для себя, в какой примерно последовательности Вы будете решать тестовые задания: сначала простые - потом сложные, или наоборот.
Для выработки своей стратегии необходимо за неделю решить 4-5 тестов (на каждый отводить по 180 минут), желательно соответствующих таким, которые РИКЗ предлагал на централизованном тестировании в прошлые годы, и отмечать у каждой задачи время начала и завершения ее решения. Анализируя затем результат выполнения каждого теста, обратите внимание, в каких заданиях Вы допускали больше ошибок: в тех, что решали в начале своей работы или в конце. Постарайтесь понять, учитывая Ваш уровень владения предметом, что лучше: решать более сложные задачи в начале (когда Вы еще не устали) или в конце отведенного времени. Возможно, что в уставшем состоянии Вы допускаете много досадных ошибок при решении совсем элементарных задач. В этом случае для Вас будет лучшей стратегией решить сразу же 8-10 первых задач теста и затем переходить к остальным заданиям, будучи уверенным, что положительную оценку Вы уже заработали. Но для некоторых, наиболее подготовленных абитуриентов, возможна и другая стратегия: взяться сразу за решение сложных задач (А15-А18 и В8-В12), чтобы не волноваться по поводу оставшегося времени, и только потом перейти к решению элементарных задач А1-А10. В дальнейшем придерживайтесь выбранного плана решения теста и помните, что 180 минут достаточно для решения всех предложенных задач, если правильно распределить время. В среднем на каждую из 30 задач можно тратить только 6 минут. Понятно, что задачи первого и второго уровня сложности необходимо решать намного быстрее.
Для поступления на подавляющее число специальностей в ВУЗ (кроме нескольких, самых престижных) нет необходимости сдавать централизованное тестирование по математике на 70-100 баллов. Поэтому, если Вы сразу не видите, как нужно решать самые сложные задачи (Б9-Б12), то и не нужно на них тратить много времени, поскольку для решения этих заданий обычно требуется знание многих специальных приемов, которые применяются при решении задач, отмеченных двумя звездочками в нашей книге. Лучше перепроверить ответы уже решенных задач, чем напрасно тратить время, пытаясь разобраться с совершенно непонятным для Вас заданием.
Если Вы не можете решить задачу из-за незнания какой-либо формулы, то не теряйте время на попытки ее вспомнить. В стрессовой ситуации конкурсного экзамена она скорее всего вспомнится неправильно. Другое дело, если Вы можете в короткий срок осуществить вывод необходимой формулы. Тогда затраты времени имеют смысл.
Обязательно потратьте первые 3-5 минут после получения варианта на то, чтобы отметить для себя задачи из обеих частей теста, алгоритмы решения которых Вам известны. Стоит даже сделать краткие пометки в самом листике с заданиями (например, написать около задачи «замена», «однородность» или «разложить на множители»).
Учитывайте, что при проверке работ каждая задача имеет свою «цену». Задания части Б правильно решает меньшее число абитуриентов, поэтому при выставлении окончательной оценки они «имеют большой вес», чем задачи из части А. Условно можно считать, что задачи в тестах РИКЗ примерно оцениваются в следующее число баллов:
А1-А4 |
А5-А10 |
А11-А14 |
А16-В4 |
Б5-Б8 |
Б9-Б12 |
2 балла |
2,5 балла |
3 балла |
4 балла |
4,5 балла |
5 баллов |
Сложилось мнение, что все задачи части Б сложные или, по крайней мере, более сложные, чем любое задание части А. Это не так. В любом варианте, предложенном на тестировании, будет 3-5 заданий в части А, правильно решить которые не очень просто, и 2-4 задачи в части Б, которые составители вполне могли бы включить и в часть А. Не допускайте нелепых ошибок во время вычисления значения, которое надо указать в ответе. Безусловно, такие ошибки - самые обидные. Не забывайте, что 0 - целое число, но не натуральное, 1 - не простое и не составное число. Повторите классификацию чисел (натуральные, четные, нечетные, простые, составные, целые, рациональные, иррациональные, действительные, положительные, отрицательные, неположительные, неотрицательные).
В централизованном тестировании, в отличие от любого сборника задач, не бывает неграмотно составленных заданий, а тем более ошибок в заданиях или ответах. Все задания проходят тщательную проверку многих экспертов. Поэтому, если Ваш ответ в задании части А не совпадает ни с одним из предложенных или в задании части В получается не целый ответ, то ищите ошибку в своем решении и вычислениях. Часто она связана с простой невнимательностью. Однако и не спешите радоваться, если в процессе решения задачи из части А Вы получили ответ, который есть среди вариантов ответа. Это еще не означает, что именно он и есть правильный. Составители тестовых заданий тщательно просчитывают также и неправильные варианты ответа. Все они получаются в результате наиболее типичных ошибок школьников.
Последние 10-15 минут посвятите последней проверке правильности заполнения бланка ответов. Отметим, что в отличие от письменного экзамена, где ошибки делятся на грубые и негрубые, в централизованном тестировании любая ошибка в ответе (в том числе описка, допущенная в момент заполнения бланка) приводит к тому, что задача считается нерешенной.......