(Cсылки видны только зарегистрированным пользователям. Регистрация занимает 20 секунд - скобки откроются, вы увидите ссылку)
Общие методические указания
Химия, являясь одной из фундаментальных естественнонаучных дисциплин, изучает материальный мир, законы его развития, химическую форму движения материи. Знание химии необходимо для плодотворной деятельности инженера любой специальности. Изучение химии позволяет получить современное научное представление о материи и формах её движения, о веществе как одном из видов движущейся материи, о механизме превращения химических соединений, о свойствах технических материалов и применении химических процессов в современной технике. В связи с этим представляется необходимым прочное усвоение основных законов химии и теории химии, овладение техникой химических расчётов, выработка навыков самостоятельного выполнения химических экспериментов и обобщения наблюдаемых фактов. Знание химии также необходимо для успешного последующего изучения общенаучных и специальных дисциплин.
Основным видом учебных занятий слушателей заочного факультета является самостоятельная работа над учебным материалом. В курсе химии она складывается из следующих элементов: изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям; выполнение контрольных заданий; выполнение лабораторного практикума; индивидуальные консультации; посещение лекций; сдача зачёта по лабораторному практикуму; сдача экзамена (зачёта) по всему курсу или того и другого по отдельным крупным разделам.
Работа с книгой. Изучать курс рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе. При этом следует учесть, что расположение материала курса в программе не всегда совпадает с расположением его в учебнике. При первом чтении рекомендуется не задерживаться на математических выводах, составлении уравнений реакций, а стараться получить общее представление об излагаемых вопросах и отмечать наиболее трудные или неясные места. При повторном изучении темы необходимо усвоить все теоретические положения, математические зависимости и их выводы, а также принципы составления уравнений реакций.
Для наиболее эффективного запоминания и усваивания изучаемого материала следует обязательно иметь рабочую тетрадь и заносить в неё формулировки законов и основных понятий химии, новые незнакомые термины и названия, формулы и уравнения реакций, математические зависимости и их выводы и т. п. Во всех случаях, когда материал поддаётся систематизации, желательно составлять графики, схемы, диаграммы, таблицы. Они очень облегчают запоминание и уменьшают объём конспектируемого материала.
Пока тот или иной раздел курса не усвоен. Переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к экзамену или зачёту.
Изучение курса химии должно обязательно сопровождаться выполнением упражнений и решением задач. Решение задач - один из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала.
Контрольные задания. В процессе изучения курса химии в соответствии с учебной программой слушатель должен выполнить три контрольные работы. К выполнению контрольной работы можно приступать только тогда, когда будет усвоена определённая часть курса и тщательно разобраны решения примеров типовых задач по соответствующим темам.
Решения задач и ответы на теоретические вопросы должны быть кратко, но чётко обоснованы, за исключением тех случаев, когда по существу задания такая мотивировка не требуется, например, когда нужно составить электронную формулу атома, написать уравнение химической реакции и т. д. При решении задач необходимо приводить весь ход решения и математические преобразования. Приводимые в ходе решения (или ответа на теоретический вопрос) значения каждого их используемых физико-химических параметров должны сопровождаться единицами измерения (за исключением безразмерных величин).
Оформление контрольной работы в чистовом виде необходимо проводить аккуратно, избегая исправлений и помарок. При этом должна использоваться тонкая тетрадь в клетку, листы которой должны быть пронумерованы. Писать следует чётко и ясно тёмно-фиолетовыми либо чёрными чернилами через строку. Номера и условия задач переписываются дословно в том порядке, в каком они указаны в задании. Для замечаний рецензента в тетради необходимо оставлять поля шириной не менее пяти целых клеток. В конце работы приводится список используемой литературы с указанием года издания. Работа должна быть датирована, иметь личную подпись слушателя и представлена на рецензирование в установленные сроки.
Если контрольная работа не зачтена, её нужно выполнить повторно в соответствии с указаниями рецензента и предоставить на рецензирование вместе с незачтённой работой. Исправления следует выполнять в конце тетради, а не в рецензированном тексте.
Номера заданий из приведённого общего перечня определяются в соответствии с последовательностью букв фамилии слушателя по таблице.