Некоторые особенности ЦТ 2008 г.
Для проведения ЦТ по физике в 2008 г. было подготовлено 14 равноценных по содержанию и структуре вариантов тестов (10 вариантов для основного дня и 4 варианта для резервного дня). Содержание тестовых заданий соответствовало Программе вступительных испытаний по физике, составленной на основе образовательного стандарта общего среднего образования и утвержденной Приказом Министерства образования Республики Беларусь № 670 от 10. 11. 2006 г., и действующей программе курса физики для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским (русским) языком обучения с 11-летним сроком обучения «Физика. Астрономия. VII-XI классы», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, 2003 г.
Задания охватывали все основные разделы курса физики средней общеобразовательной школы:
«Механика» — 10 заданий (33,3 %);
«Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики» — 6 заданий (20 %);
«Основы электродинамики» — 8 заданий (26,7 %);
«Колебания и волны. Оптика» — 4 задания (13,3 %);
«Квантовая и атомная физика» — 2 задания (6,7 %).
В тестах были использованы задания пяти уровней сложности. Согласно спецификации, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, каждый вариант включал 2 задания I уровня сложности (6,7 % от общего количества заданий), 10 заданий II уровня (33,3 %), 14 заданий III уровня (46,6 %), 2 задания IV уровня (6,7 %) и 2 задания V уровня сложности (6,7 %).
Каждый вариант теста включал 18 заданий с выбором ответа и 12 заданий, которые необходимо было решить и получить ответ в виде числового значения в единицах, указанных в условии задачи.
Тестовые задания 2008 г. существенно отличались от тестовых заданий 2007 г. Во-первых, было увеличено количество заданий II, III уровней сложности и уменьшено количеств! заданий IV уровня сложности. Во-вторых, девять заданий
части А являлись качественными. Для их выполнения не требовалось математических рассчетов.
Разнообразная тематика и различные уровни сложности тестовых заданий позволили объективно дифференцировать абитуриентов по степени их подготовки к участию в конкурсном отборе в вузы.
В ЦТ по физике 2008 г. приняло участие 46 152 выпускника учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, среди них выпускники 2008 г. составили 67,2 %.
В зависимости от количества набранных баллов из всех абитуриентов, прошедших ЦТ по физике, выделим три группы:
I группа (от 11 до 20 баллов);
II группа (от 41 до 60 баллов);
III группа (от 81 до 100 баллов).
Анализ результатов тестирования выявил следующее.
Абитуриенты I группы выполняют лишь отдельные задания (5—6 заданий части А) и демонстрируют крайне низкий уровень владения даже основным понятийным аппаратом школьного курса физики.
Абитуриенты II группы показали систематические знания школьного курса физики. Эта группа абитуриентов существенно опережает предыдущую группу не только по объему усвоенного материала, но и по качеству усвоения, достаточно успешно выполняя задания части А (12—15 заданий) и некоторые задания части В (2—4 задания). Абитуриенты этой группы демонстрируют умения решать стандартные физические задачи, но не проявляют способностей действовать в ситуации новой физической модели (решать задачи с нестандартной подачей информации).
Абитуриенты III группы показали владение всеми контролируемыми элементами содержания курса физики при выполнении заданий части А (17—18 заданий), а также продемонстрировали умение комплексного применения знаний при выполнении заданий части В (8—12 заданий). Абитуриенты этой группы свободно оперируют понятийным аппаратом школьного курса физики, понимают особенности протекания достаточно сложных физических явлений.
Анализ результатов выполнения заданий ЦТ 2008 г. и предыдущих лет показал, что значительная часть тестируемых:
1) допускает ошибки в математических преобразованиях формул; при выполнении действий с векторами, тригонометрическими функциями; при решении систем уравнений; при нахождении соотношений между сторонами и углами треугольника; при округлении приближенных чисел;
2) не знает правил приближенных вычислений;
3) имеет низкий уровень сформированности умений анализировать графики, работать с числами, представленными в стандартном виде, что приводит к затруднению при решении задач. Нерациональное решение многих заданий приводит к потере драгоценного времени;
4) неправильно применяет свои знания на практике при решении задач из-за формального знания формулировок основных физических законов, их математических выражений;
5) не умеет использовать навыки, полученные при изучении одних разделов курса физики, к решению задач из других разделов.
|