MP3 (Мастерская Решений Задач) BOVALI
Вторник, 08.10.2024, 01:46 
Новые сообщения· Участники· Правила форума· Поиск· RSS]
 

Поиск  по всей базе задач и  всему сайту  

Новое на форуме 
  • Физика СФУ-ИСИ (14)
  • Физика МИИТ РОАТ 2011 (32)
  • Теоретическая механика для БГТУ (4)
  • Задача Д2 (1)
  • тех мех (0)
  • Популярное на форуме  

    • Страница 1 из 1
    • 1
    РГОТУПС
    bovaliДата: Пятница, 09.04.2010, 14:58 | Сообщение # 1
    Admin
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 908
    Репутация: 10008
    Статус: Offline
    http://www.bovali.ucoz.ru/load/16-1-0-174

    MP3 - симфония формул и логики
     
    bovaliДата: Пятница, 18.02.2011, 22:58 | Сообщение # 2
    Admin
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 908
    Репутация: 10008
    Статус: Offline
    2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

    В помощь студентам для выполнения контрольной работы предложена краткая теория по тематике задачи и примеры решения подобных задач. Ниже представлен пример из темы «Электродные потенциалы и электродвижущие силы»:

    При решении данного раздела см. в Приложении табл.3 «Стандартные электродные потенциалы ( ) некоторых металлов (ряд напряжений)»

    Если металлическую пластину опустить в воду, то катионы металла на её поверхности гидратируются полярными молекулами воды и переходят в жидкость. При этом электроны, в избытке остающиеся в металле, заряжают его поверхностный слой отрицательно. Возникает электростатическое притяжение между перешедшими в жидкость гидратированными катионами и поверхностью металла. В результате этого в системе устанавливается подвижное равновесие:
    ;
    в растворе на металле

    где n - число электронов, принимающих участие в процессе. На границе металл-жидкость возникает двойной электрический слой, характеризующийся определенным скачком потенциала – электродным потенциалом. Абсолютное значение электродных потенциалов измерить не удается. Электродные потенциалы зависят от ряда факторов (природы металла, концентрации, температуры и др.). Поэтому обычно определяют относительные электродные потенциалы в определенных условиях – так называемые стандартные электродные потенциалы ( ).
    Стандартным электродным потенциалом металла называют его электродный потенциал, возникающий при погружении металла в раствор собственного иона с концентрацией (или активностью), равной 1 моль/л, измеренный по сравнению со стандартным водородным электродом, потенциал которого при 25оС условно принимается равным нулю ( =0; ).
    Располагая металлы в ряд по мере возрастания их стандартных электродных потенциалов ( ), получаем так называемый ряд напряжений.
    Положение того или иного металла в ряду напряжений характеризует его восстановительную способность, а также окислительные свойства его ионов в водных растворах при стандартных условиях. Чем меньше значение , тем большими восстановительными способностями обладает данный металл в виде простого вещества и тем меньшие окислительные способности проявляют его ионы, и наоборот. Электродные потенциалы измеряются в приборах, которые получили название гальванических элементов. Окислительно-восстановительная реакция, которая характеризует работу гальванического элемента, протекает в направлении, в котором ЭДС элемента имеет положительное значение. В этом случае , так как , где n - число электронов, принимающих участие в процессе; F – число Фарадея; Е – ЭДС гальванического элемента. Для определения ЭДС гальванического элемента из потенциала катода следует вычесть потенциал анода:
    .

    Пример 1. Стандартный электродный потенциал никеля больше, чем кобальта (см. табл.3). Изменится ли это соотношение, если изменить потенциал никеля в растворе его ионов с концентрацией 0,001 моль/л, а потенциалы кобальта – в растворе с концентрацией 0,1 моль/л?
    Решение: электродный потенциал металла ( ) зависит от концентрации его ионов в растворе. Эта зависимость выражается уравнением Нернста:
    ,
    где – стандартный электродный потенциал; n - число электронов, принимающих участие в процессе; С – концентрация (при точных вычислениях - активность) гидратированных ионов металла в растворе, моль/л; для никеля и кобальта соответственно равны –0,250 и –0,277 В. Определим электродные потенциалы этих металлов при данных в условии концентрациях:
    В,
    В.

    Таким образом, при изменившейся концентрации потенциал кобальта стал больше потенциала никеля.

    Пример2. Магниевую пластинку опустили в раствор его соли. При этом электродный потенциал магния оказался равен –2,363В. Вычислите концентрацию ионов магния (в моль/л).
    Решение. Подобные задачи также решаются на основании уравнения Нернста (см. пример 1):


    ,
    .

    Пример 3. Составьте схему гальванического элемента, в котором электродами являются магниевая и цинковая пластинки, опущенные в растворы их ионов с активной концентрацией 1 моль/л. Какой металл является анодом, какой катодом? Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции, протекающей в этом гальваническом элементе, и вычислите его ЭДС.
    Решение. Схема данного гальванического элемента
    (-) Mg | Mg2+ || Zn2+ | Zn (+).
    Вертикальной линией обозначается поверхность раздела между металлом и раствором, а двумя – границу раздела двух жидких фаз – пористую перегородку (мили соединительную трубку, заполненную раствором электролита). Магний имеет меньший потенциал (-2,363 В) и является анодом, на котором протекает окислительный процесс:
    (1).
    Цинк, потенциал которого –0,763 В, - катод, т.е. электрод на котором протекает восстановительный процесс:
    (2).
    Уравнение окислительно-восстановительной реакции, характеризующее работу данного гальванического элемента/, можно получить, сложив электронные уравнения анодного (1) и катодного(2) процессов:
    .
    Для определения ЭДС гальванического элемента из потенциала катода следует вычесть потенциал анода. Так как концентрация ионов в растворе равна 1 моль/л, то ЭДС элемента равна разности стандартных потенциалов двух его электродов:
    В.

    Контрольные вопросы

    145. Рассчитайте ЭДС элемента Zn+2Ag+«Zn2++2Ag, в котором при 298К установилось равновесие. Цинковый и серебряный электроды опущены в растворы их солей с активной концентрацией их ионов 1 моль/л. Напишите для данного гальванического элемента электронные уравнения реакций, протекающих на аноде и катоде. Составьте схему.
    146.При каком условии будет работать гальванический элемент, электроды которого сделаны из одного и того же металла? Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС гальванического элемента, в котором один никелевый электрод находится в 0,001 М растворе, а другой такой же электрод в 0,01 М растворе сульфата никеля.
    147.Рассчитайте стандартную ЭДС элемента, в котором установилось равновесие: Mg + Zn2+Mg2++ Zn; aZn2+=10-2 моль/л, àMg2+=10-3 моль/л. Напишите электронные уравнения электронных процессов.
    148.Рассчитайте ЭДС элемента, в котором при 298К установилось равновесие: Cd+Cu2+Cd2++Cu; à Cu2+=10-3 моль/л, аCd2+=10-2 моль/л. Напишите электронные уравнения электродных процессов.
    149.Рассчитайте ЭДС элемента, в котором при 298К установилось равновесие: Fe+2Ag+Fe2++2Ag, при аFe2+=10-2моль/л, аAg+=10-3моль/л. Напишите электронные уравнения электродных процессов.
    150.Составьте схему элемента при аАg+=10-1моль/л у одного электрода и aАg+=10-4 моль/л у другого электрода. Укажите, какой из электродов будет анодом, а какой катодом. Рассчитайте ЭДС элемента.
    151.Составьте схему элемента при aZn2+=10-2 моль/л у одного электрода и aZn2+=10-6 моль/л у другого электрода. Укажите, какой из электродов будет анодом, а какой катодом. Рассчитайте ЭДС элемента.
    152. Определите активность ионов Cu2+ в растворе, в котором установилось равновесие: Zn+Cu2+Zn2++Cu, если при 298 К ЭДС элемента равна 1,16 В и aZn2+=10-2 моль/л. Напишите уравнения электродных процессов.
    153.При какой активности ионов Pb2+ равновесный потенциал свинцового электрода при 298 К будет равен стандартному потенциалу никелевого электрода?
    154.Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС гальванического элемента, состоящего из алюминиевых электродов, опущенных: первый в 0,01 М, второй - в 0,1 М раствора Al(NO3)3.
    155.Гальванический элемент составлен из стандартного цинкового электрода и хромового электрода, погруженного в раствор, содержащий ионы Cr3+. Определите концентрацию ионов Cr3+, если ЭДС этого гальванического элемента равна 0.
    156.Вычислите ЭДС гальванического элемента, составленного из стандартного водородного электрода и цинкового электрода, погруженного в раствор ZnSO4, в котором концентрация ионов [Zn2+]=0,01моль/л. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на электродах при работе этого элемента.
    157.При какой концентрации ионов алюминия значение потенциала алюминиевого электрода становится равным стандартному потенциалу водородного электрода. Составьте схему гальванического элемента и уравнения электродных процессов.
    158.Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов, вычислите ЭДС медно-кадмиевого гальванического элемента, в котором Cd2+ = 0,1 моль/л, а Cu2+ = 0,01 моль/л.
    159. Никелевый и кобальтовый электроды опущены соответственно в растворы Ni(NO3)2 и Co(NO3)2. В каком соотношении должна быть концентрация ионов этих металлов, чтобы потенциалы обоих электродов были одинаковыми? Составьте схему гальванического элемента и уравнения электродных процессов.
    160. Гальванический элемент составлен из стандартного водородного электрода и медного электрода, погруженного в раствор своей соли с концентрацией [Cu2+]=0,1моль/л. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС этого гальванического элемента.
    161. Составьте схему гальванического элемента, состоящего из пластин свинца и цинка, погруженных в растворы солей. Напишите электронные уравнения электродных процессов. Какой концентрации надо взять ионы цинка (в моль/л), чтобы ЭДС элемента стала равной нулю, если [Рв2+]=0,01 моль/л.
    162. При какой концентрации ионов свинца значение потенциала свинцового электрода становиться равным стандартному потенциалу водородного электрода. Составьте схему гальванического элемента и уравнения электродных процессов
    163. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС гальванического элемента, состоящего из пластин кадмия и магния, погруженных в растворы своих солей с концентрацией 0,1 моль/л.
    164. Вычислите ЭДС гальванического элемента, состоящего из стандартного водорода и магниевого электрода, погруженного в раствор MgCl2, в котором [Mg2+]=0,001моль/л. Составьте электронные уравнения электродных процессов.

    1. Зубрев Н.И. Техническая химия на железнодорожном транспорте. Ч. 1: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 1998.
    2. Зубрев Н.И. Химические источники тока. – М.: РГОТУПС, 1997.
    3. Зубрев Н.И. Коррозия металлов на железнодорожном транспорте. – М.: РГОТУПС, 1997.
    4. Ефанова В.В, Зубрев Н.И., Заглядимова Н.В., Махнин А.А., Журавлева М.А., Еремин М.В. Рабочая программа и задание на контрольную работудля студентов I курса инженерно-технических специальностей кроме 220100 (ЭВМ), 330100 (БЖТ), 330200 (ЭК),- М., 2009
    5. Заглядимова, В.В Ефанова В.В. Руководство к выполнению лабораторных работ по «Химии» с методическими указаниями. Часть1 для студентов 1 курса всех специальностей, кроме ЭВМ, ЭК, БЖТ– М., 2008.
    6. Заглядимова, В.В Ефанова В.В. Руководство к выполнению лабораторных работ по «Химии» с методическими указаниями. Часть2 для студентов 1 курса всех специальностей, кроме ЭВМ, ЭК, БЖТ. М., 2009.

    3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.
    2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
    3. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
    4. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
    - изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
    - логичность, четкость и ясность в изложении материала;
    - возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
    - опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
    - тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
    Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
    5. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами заочной формы обучения существенно отличается по готовности и умению от восприятия студентами очной формы.
    6. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


    4. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ.
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    По дисциплине «Химия» предусмотрен промежуточный контроль в виде зачёта по лабораторным работам, экзамена по теоретическому материалу и текущий контроль в виде защиты контрольной работы. Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации строго соответствует Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в университете. Ниже приводятся примеры материалов, используемых для промежуточного контроля знаний по лабораторным работам.

    4.1 Материалы промежуточного контроля

    Ниже приводится примеры материалов, используемых для промежуточного контроля знаний в рамках самостоятельной работы студентов по лабораторным работам №1,2,3,4 (проводится после защиты всех лабораторных работ по вопросам, представленным в методических изданиях по лабораторным работам).

    Вариант №1.
    1. Напишите уравнения реакции гидролиза соли K2СO3 в молекулярном и ионном видах, определите рН среды.
    2. Составьте схему гальваничеcкого элемента Al-Zn в растворах их солей с концентрацией 1М, напишите уравнения реакций анодного и катодного процессов. Вычислите ЭДС.
    3. Составьте уравнение реакции электролиза раствора Na2SO4.
    4. Оцинкованное железо. Какое это покрытие? Напишите уравнения анодного и катодного процессов коррозии в кислой среде.

    Вариант №2.
    1. Напишите уравнения реакции гидролиза соли CaCl2 в молекулярном и ионном видах, определите рН среды.
    2. Составьте схему гальванического элемента Cr-Al в растворах их солей с концентрацией 1М, напишите уравнения реакций анодного и катодного процессов. Вычислите ЭДС.
    3. Составьте уравнения реакции электролиза раствора NiSO4.
    4. Цинк покрыт никелем. Какое это покрытие? Напишите уравнения анодного и катодного процессов коррозии во влажном воздухе.

    4.2 Материалы итогового контроля
    Далее приводится материалы итогового контроля: примерный перечень вопросов к экзамену по изучаемому курсу химии.

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ

    1. Квантовые числа. Атомные орбитали. Принцип Паули.
    2. Порядок заполнения электронных подуровней. Правило Паули и Гунда
    3. Электронные формулы элементов. Высшая и низшая степень окисления
    4. Составление электронных формул элементов.
    5. Электронные облака.
    6. Основные типы и характеристики химической связи.
    7. Водородная связь. Свойства водородной связи.
    8. Ковалентная и ионная связь.
    9. Донорно-акцепторное взаимодействие.
    10. Кристаллические решетки.
    11. Энергия ионизации. Восстановительная способность элементов.
    12. Сродство к электрону. Окислительная способность элементов.
    13. Электроотрицательность. Окислительная способность элементов.
    14. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
    15. Параметры термической и химической устойчивости (∆H и ∆G).
    16. Тепловой эффект реакции и энтальпия. Закон Гесса.
    17. Энергия активации. Энергия Гиббса. Сравнение этих величин.
    18. Энтропия и ее свойства.
    19. Стандартная энергия Гиббса. Определение направления химического процесса.
    20. Первый и второй законы термодинамики
    21. Расчет константы равновесия по значениям стандартной энергии Гиббса.
    22. Расчет константы равновесия по значениям энергии Гиббса.
    23. Обратимые процессы. Константа гомогенного и гетерогенного обратимых процессов.
    24. Обратимые процессы. Факторы влияния на сдвиг химического равновесия
    25. Закон действия масс для гетерогенного и гомогенного процесса
    26. Водородный показатель. Диссоциация воды. Ионное произведение воды
    27. Гидролиз солей. Сильные и слабые электролиты.
    28. Схемы гидролиза и определение рН.
    29. Уравнение Нерста.
    30. Электролиз. Первый закон Фарадея.
    31. . Электролиз. Второй закон Фарадея.
    32. Электролиз. Выход по току
    33. Схемы электролиза растворов солей.
    34. Гальванический элемент. Расчет ЭДС.
    35. . Электродные потенциалы. Ряд стандартных потенциалов
    36. . Концентрационный гальванический элемент
    37. Протекторная и катодная защита металлов от коррозии
    38. . Способы защиты металлов от коррозии.
    39. . Коррозия металлов. Металлические покрытия.
    40. Термореактивные полимеры.
    41. Коррозия металлов. Поляризация.
    42. Как происходит атмосферная коррозия луженого и оцинкованного железа при нарушении целостности покрытия. Составьте уравнение анодного и катодного процессов.
    43. . Коррозия металлов. Водородная и кислородная деполяризация.
    44. Способы защиты металлов от коррозии. Катодное покрытие.
    45. . Способы защиты металлов от коррозии. Анодное покрытие
    46. Влияние водородного показателя на коррозию алюминия и цинка.
    47. Сравнение протекторной и катодной защиты от коррозии металла.
    48. Коррозия под действием блуждающих токов и защита от нее.
    49. Жесткость воды.
    50. Присутствие каких солей обусловливает жесткость природной воды? Как можно устранить карбонатную и некарбонатную жесткость воды?
    51. Некарбонатная жесткость воды и способы ее удаления.
    52. Карбонатная жесткость и способы ее удаления.

    Сроки и форма проведения контроля должны соответствовать нормам, установленным требованиями Государственного образовательного стандарта, распоряжениями Министерства образования России, а также – соответствующими приказами по Московскому государственному университету путей сообщения (МИИТ).


    MP3 - симфония формул и логики
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    ВАШ E-mail *:
    ВУЗ *:
    НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА *:
    МЕТОДИЧКА (автор, год) *:
    № контрольной , № варианта *:
    ВАШЕ ИМЯ И КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН *:
    СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ *:
    Дополнительные требования:
    Прикрепить файл ( до 20 Мб):

    bovali © 2024
    MP3  от бовали - симфония формул и логики 
    нас ищут по тэгам: контрольные работы на заказ или cайт для заочников, где можно заказать контрольную работу по физике (fizika), РГР, ИДЗ, контрольные работы по химии, решение задач по высшей математике, решения задач по ТОЭ, термех, купить контрольную  для заочников, контрольные работы в Минске...
    Хостинг от uCoz